ОРИГИНАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Гигиеническая оценка влияния организации образовательного процесса на физическое развитие школьников г. Москвы

Н. А. Бокарева, О. Ю. Милушкина, З. А. Овчинникова, Ю. П. Пивоваров, Н. И. Шеина
Информация об авторах

Лаборатория клинической возрастной иммунологии и аллергологии,
Российский геронтологический научно-клинический центр,
Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова, Москва

Для корреспонденции: Бокарева Наталия Андреевна
ул. Островитянова, д. 1, г. Москва, 117997; ur.liam@averakoban

Статья получена: 23.05.2016 Статья принята к печати: 12.06.2016
|

На здоровье и физическое развитие современных школьников влияют различные факторы, в том числе организация образовательного процесса. В статье представлены данные об особенностях физического развития 1585 подростков в возрасте 15–17 лет из 35 школ г. Москвы: общеобразовательных школ, школ с углубленным изучением отдельных предметов, школ с медико-биологическими классами, школ здоровья. Изучали основные антропометрические показатели — длину и массу тела, а также психоэмоциональный статус по шкале явной тревожности для детей (The Children’s Form of Manifest Anxiety Scale) и образ жизни с помощью анкетирования. За контрольную приняли группу подростков из общеобразовательных школ. Исследование показало, что среди учащихся школ здоровья статистически значимо больше подростков с нормальным физическим развитием и меньше — с избытком массы тела, чем среди учащихся группы сравнения (p <0,05), в то время как для других групп результаты были статистически незначимы. Были установлены статистически значимые корреляционные связи между гармоничностью физического развития и несколькими факторами влияния: дефицитом ночного сна (r = –0,44, p <0,05), продолжительностью работы за компьютером (r = –0,44, p <0,05), психологическим микроклиматом в семье (r = –0,20, p <0,05), кратностью приема пищи (коэффициент сопряженности Пирсона — 0,41, p <0,01, коэффициент сопряженности Крамера — 0,32, p <0,03).

Ключевые слова: физическое развитие школьников, организация образовательного процесса, школы здоровья, медико-биологические классы, технические средства обучения, двигательная активность

КОММЕНТАРИИ (0)