ОРИГИНАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Гигиеническая оценка влияния организации образовательного процесса на физическое развитие школьников г. Москвы

Информация об авторах

Лаборатория клинической возрастной иммунологии и аллергологии,
Российский геронтологический научно-клинический центр,
Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова, Москва

Для корреспонденции: Бокарева Наталия Андреевна
ул. Островитянова, д. 1, г. Москва, 117997; ur.liam@averakoban

Статья получена: 23.05.2016 Статья принята к печати: 12.06.2016 Опубликовано online: 05.01.2017
|
  1. Исламова Н. М. Морфо-функциональные особенности детей и подростков г. Набережные Челны в связи с этнической принадлежностью и влиянием факторов окружающей среды [диссертация]. М.: Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова; 2008.
  2. Соколов А. Я., Заводчикова Ю. В. Уровень физического развития и типы телосложения девочек и мальчиков Магадана 7–10 лет. Гигиена и санитария. 2009; 3: 86–8.
  3. Поляков В. К. Состояние здоровья школьников: соматометрические показатели, особенности питания и коррекция нарушений нутритивного статуса [диссертация]. Саратов: Саратовский государственный медицинский университет им. В. И. Разумовского; 2010.
  4. Богомолова Е. С. Гигиеническое обоснование мониторинга роста и развития школьников в системе «здоровье–среда обитания» [диссертация]. Нижний Новгород: Нижегородская государственная медицинская академия; 2010.
  5. Година Е. З., Хомякова И. А., Задорожная Л. В., Анисимова А. В., Иванова Е. М., Пермякова Е. Ю. и др. Ауксологические исследования на родине М. В. Ломоносова. Вестник Московского университета. Серия 23: Антропология. 2011; 3: 68–99.
  6. Поварго Е. А., Зулькарнаева А. Т., Зулькарнаев Т. Р., Овсянникова Л. Б., Агафонов А. И., Ахметшина Р. А. Региональные особенности физического развития школьников Уфы. Гигиена и санитария. 2014; 93 (4): 72–4.
  7. Бокарева Н. А., Скоблина Н. А., Милушкина О. Ю. Динамика физического и биологического развития московских школьников. Доктор.Ру (Педиатрия. Гастроэнтерология). 2014; 11 (99): 5–8.
  8. Кучма В. Р., Скоблина Н. А., Милушкина О. Ю., Бокарева Н. А., Ямпольская Ю. А. Характеристика морфофункциональных показателей московских школьников 8–15 лет (по результатам лонгитудинальных исследований). Вестник Московского университета. Серия 23: Антропология. 2012; 1: 76–83.
  9. Баранов А. А., Кучма В. Р., Скоблина Н. А., Милушкина О. Ю., Бокарева Н. А. Основные закономерности морфофункционального развития детей и подростков в современных условиях. Вестник РАМН. 2012; 67 (12): 35–40.
  10. Баранов А. А., Кучма В. Р., Скоблина Н.А. Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий. М.: Научный центр здоровья детей РАМН; 2008. 216 с.
  11. Сухарева Л. М., Кучма В. Р., Степанова М. И., Александрова И. Э., Шумкова Т. В. Новые подходы к гигиенической оценке условий и режимов обучения в общеобразовательных учреждениях. Здоровье населения и среда обитания. 2013; 8 (245): 4–5.
  12. Миннибаев Т. Ш., Тимошенко К. Т., Рапопорт И. К. Гигиеническая оценка профильного обучения в медико-биологических классах и состояние здоровья учащихся. Здоровье населения и среда обитания. 2010; 5: 4–7.
  13. Сухарева Л. М., Рапопорт И. К., Поленова М. А. Состояние здоровья московских школьников и факторы, влияющие на его формирование (лонгитудинальное исследование). Здоровье населения и среда обитания. 2014; 3 (252): 28–31.
  14. Милушкина О. Ю. Закономерности формирования морфофункциональных показателей детей и подростков в современных санитарно-гигиенических и медико-социальных условиях [диссертация]. М.: Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н. И. Пирогова; 2013.
  15. Бокарева Н. А. Ведущие факторы, формирующие физическое развитие современных детей мегаполиса Москвы [диссертация]. М.: Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н. И. Пирогова; 2015.
  16. Овчинникова З. А. Гигиеническая оценка влияния условий обучения на физическое развитие и состояние здоровья школьников медико-биологических классов [диссертация]. М.: Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н. И. Пирогова; 2015.
  17. Сухарев А. Г., Каневская Л. Я. Комплексная оценка воспитания и обучения детей и подростков в образовательном учреждении: методическое пособие. М.; 2001. 208 с.
  18. Баранов А. А., Кучма В. Р., редакторы. Методы исследования физического развития детей и подростков в популяционном мониторинге: руководство для врачей. М.: Союз педиатров России; 1999. 226 с.
  19. Кучма В. Р., Храмцов П. И., редакторы. Руководство по диагностике и профилактике школьно обусловленных заболеваний, оздоровлению детей в образовательных учреждениях. М.: Научный центр здоровья детей РАМН; 2012. с. 144–170.
  20. Баранов А. А., Кучма В. Р., Сухарева Л. М. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитаниям, обучения и трудовой деятельности: руководство для врачей. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2007. 352 с.
  21. Головей Л. А., Рыбалко Е. Ф., редакторы. Практикум по возрастной психологии. СПб.: «Речь»; 2002. 694 с.
  22. СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Российская газета. 2011; 5430 (54). Доступно по ссылке: https://rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.html.
  23. Зазнобова Т. В. Особенности физического развития старшеклассников, обучающихся в школах разного типа. Сибирский медицинский журнал (Иркутск). 2010; 5: 113–6.
  24. Суворова А. В. Показатели физического развития учащихся в школах с различной формой организации учебного процесса. В сборнике: Актуальные проблемы здоровья детей и подростков и пути их решения: Материалы 3-го Всероссийского конгресса с международным участием по школьной и университетской медицине; 25–27 февраля 2012 г.; Москва, Россия. М.: Научный центр здоровья детей РАМН; 2012. с. 406–8.
  25. Taveras EM, Field AE, Berkey CS, Rufas-Shiman SL, Frazier AL, Colditz GA, Gillman MW. Longitudinal relationship between television viewing and leisure-time physical activity during adolescence. Pediatrics. 2007 Feb; 119 (2): e314–9.
  26. Spruyt K, Molfese DL, Gozal D. Sleep duration, sleep regularity, body weight, and metabolic homeostasis in school-aged children. Pediatrics. 2011 Feb; 127 (2): e345–52.
  27. Агафонова Н. А. Характеристика физической подготовленности старших дошкольников компенсирующих ортопедических групп. Здоровье населения и среда обитания. 2006; 12 (165): 20–2.
  28. Храмцов П. И., Баканов И. М. Влияние разных режимов двигательной активности на физическую работоспособность младших школьников. Здоровье населения и среда обитания. 2007; 2 (167): 7–9.
  29. Храмцов П. И., Баканов И. М. Гигиеническая оценка организации двигательной активности учащихся начальных классов школ полного дня. Гигиена и санитария. 2009; 2: 66–9.
  30. Кучма В. Р., Соколова С. Б. Поведение детей опасное для здоровья: современные тренды и формирование здорового образа жизни. М.: Научный центр здоровья детей РАМН; 2014. с. 41–3.
  31. Сметанина С. А., Суплотова Л. А., Новаковская Н. А. Эпидемиология избытка веса и ожирения у детей в возрасте 9–12 лет на юге Тюменской области. В сборнике: Материалы V Всероссийского Конгресса эндокринологов «Высокие медицинские технологии в эндокринологии»; 30 октября – 2 ноября 2006 г.; Москва, Россия. М.; 2006. с. 644.