ОРИГИНАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Профилактика синдрома эмоционального выгорания у преподавателей гуманитарных высших учебных заведений

Н. В. Полунина, Л. С. Солтамакова
Информация об авторах

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения, экономики здравоохранения, Российский национальный исследовательский университет имени Н. И. Пирогова, Москва

Для корреспонденции: Лиана Солтамаковна Солтамакова
ул. Островитянова, д. 1, г. Москва, 117997; ur.liam@60rotcod60

Статья получена: 05.08.2018 Статья принята к печати: 26.10.2018 Опубликовано online: 21.11.2018
|

Особенности выполняемой работы в той или иной мере отражаются на состоянии здоровья и образе жизни человека [13]. Следует учитывать, что профессиональная деятельность сказывается не только на здоровье человека, но и на образе его жизни, особенностях мышления, характере поведения. Значительное число работ по изучению профессиональной деятельности работающего населения и анализу воздействия профессиональных факторов риска на здоровье работающих показывает, что необходима разработка мероприятий по профилактике возникающих отклонений в здоровье [46].

Особое внимание в публикуемых работах уделено изучению информационных нагрузок на здоровье работников умственного труда. Выполненные исследования доказывают, что их наличие способствует развитию стресс- обусловленных заболеваний [7, 8]. Например, рассмотрены проблемы, связанные с физиолого-гигиенической оценкой информационных нагрузок при создании оптимальных условий труда [9]. Предложены алгоритмы оптимизации интеллектуального труда методами визуализации информации с помощью когнитивной семантической графики [10].

Ряд исследований посвящен изучению здоровья и профессиональной деятельности учителей. Отмечено, что значительная часть учителей имеет хронические заболевания, но лишь два человека из троих состоят на диспансерном учете [11, 12]. Среди хронических заболеваний преобладают гипертоническая болезнь, хронический ларинготрахеит, заболевания вен нижних конечностей, среди острых заболеваний — острые респираторные заболевания, ларингиты и ларинготрахеиты. Многие из них в определенной степени обусловлены профессиональной деятельностью, связанной с большой голосовой нагрузкой, существенным психоэмоциональным напряжением.

Профессия педагога сопряжена с воздействием комплекса факторов, обусловленных взаимоотношениями с учащимися, необходимостью направить их деятельность на изучение нового материала, на освоение определенных навыков. Работа педагога относится к группе профессий, предметом которых является другой человек, педагог помимо профессиональных знаний управляет процессом интеллектуального и эмоционального развития обучающегося, формируя у него духовный мир. Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми, умение понять и направить усилия других людей на достижение целей, поставленных государством и обществом [13].

Современный преподаватель, независимо от вида выполняемой им работы, имеет постоянные стрессовые ситуации, обусловленные решением проблем при взаимодействии с руководством и коллегами по работе, со студентами. Социально-психологические переживания и состояния могут затрагивать разные грани трудового процесса: профессиональную деятельность, личность профессионала, профессиональное общение, в целом отрицательно сказываются на профессиональном развитии личности. Именно работа с людьми, предъявляющая высокие требования не только к профессиональным, но и к социально-психологическим знаниям, обеспечивающим взаимоотношения с коллегами и руководством, с учащимися и их родственниками, содержит в себе высокие риски тяжелых переживаний, связанных непосредственно с рабочими моментами, что в дальнейшем увеличивает вероятность появления симптомов эмоционального выгорания.

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) — это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности. Термин «эмоциональное выгорание» был использован в 1974 г. американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами и пациентами с эмоционально неустойчивой психикой. Синдром выгорания рассматривался им как сложный психофизиологический феномен, и включал эмоциональное, умственное и физическое истощение, что проявлялось в наличии депрессивного состояния, чувства усталости и опустошенности, в недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще [14, 15]. Социальный психолог K. Maslac описала этот синдром как синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам и пациентам. СЭВ — это механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избирательные психотравмирующие воздействия [16].

В то же время в опубликованных материалах не нашла своего отражения характеристика СЭВ у преподавателей высших учебных заведений, не раскрыты причины его возникновения и не показана роль в формировании неблагоприятных показателей здоровья. Целью данного исследования было выявить и изучить симптомы СЭВ у преподавателей гуманитарных высших учебных заведений, а также предложить мероприятия по их профилактике.

ПАЦИЕНТЫ И МЕТОДЫ

Для изучения проявлений симптомов СЭВ и его влияния на здоровье было обследовано 1489 преподавателей гуманитарных вузов. Критерии включения: мужчины и женщины в возрасте от 25 лет; стаж работы в вузе 5 лет и более. Для изучения профессиональной деятельности, морально-психологического климата и проявлений СЭВ была составлена анкета, включающая 85 вопросов. Анкеты были анонимными, что позволяло собрать наиболее объективную информацию, и заполнялись в электронном виде. Для изучения состояния здоровья были составлены выборочные карты, которые заполнялись на основании листков нетрудоспособности. Сбор анкет и выборочных карт осуществлялся непосредственно после их заполнения, чтобы обеспечить максимальную возвратность. Статистическая обработка собранного материала включала вычисление средних величин и их ошибок, интенсивных и экстенсивных показателей, их ошибок, метод сравнения относительных величин и определение достоверности различия, коэффициент корреляции по методу Пирсона.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Среди педагогов высших учебных заведений наиболее распространены такие симптомы СЭВ, как наличие постоянного чувства усталости, головной боли и боли в спине и груди, в появлении лишнего веса, снижении работоспособности, памяти и внимания, нарушения сна (табл. 1).
В среднем у одного преподавателя имеет место 4–5 симптомов, характеризующих эмоциональное выгорание. Наиболее часто, почти у каждого второго преподавателя, имеются жалобы на постоянное чувство усталости, головную боль, лишний вес и нарушение сна.
Все симптомы, характеризующие СЭВ, оценивались преподавателями в зависимости от степени их выраженности от 0 (при отсутствии симптома) до 5 (при выраженности симптомов) баллов: минимальное число — 6 баллов, максимальное — 40 баллов. В зависимости от суммы полученных баллов провели оценку симптомов СЭВ. Все преподаватели были разделены на 3 группы: в группу с низким уровнем психоэмоционального выгорания вошли те преподаватели, которые получили от 0 до 12 баллов, в группу с высоким уровнем психоэмоционального выгорания вошли все получившие от 27 до 40 баллов, группу со средним уровнем психоэмоционального выгорания составили преподаватели с суммой баллов от 13 до 26 (табл. 2).

Нередко появлению перечисленных симптомов СЭВ предшествует наличие у пациента ряда признаков неблагоприятного психоэмоционального состояния. Почти у каждого второго преподавателя (46,8% преподавателей) имеют место эмоциональная лабильность и изменчивость настроения, снижение внимания, раздражительность и немотивированная тревожность. Каждый третий преподаватель жалуется на плохое самочувствие. В среднем у одного участника исследования выявлено 1–2 симптома, характеризующих неблагоприятное психоэмоциональное состояние.

Сравнительный анализ результатов анкетирования показал, что педагоги с высоким уровнем выраженности СЭВ достоверно чаще жалуются на наличие неблагоприятных симптомов психоэмоционального состояния (табл. 3).
Анализ показал, что среди преподавателей преобладают женщины (67,4%) со средним возрастом 51,4 ± 0,7 лет, при этом удельный вес педагогов в возрасте до 40 лет составил 28,7%, старше 60 лет — 31,7%. Общий педагогический стаж работы в среднем составил 23,1 ± 0,4 года, в том числе до 10 лет — 24,2% опрошенных, более 30 лет — 36,4%. Большинство преподавателей (62,4%) имеет такой стаж работы в одном учреждении.

Отмечено, что среди преподавателей в возрасте старше 60 лет в сравнении с педагогами до 40 лет достоверно чаще встречаются симптомы СЭВ. Сравнительный анализ показал, что среди преподавателей старших возрастных групп достоверно чаще в 2,8–2,4 раза отмечены такие симптомы, как сонливость в дневное время, боли в спине и груди, снижение памяти и внимания, постоянное чувство усталости и появление лишнего веса (табл. 4).

Анализ наличия симптомов СЭВ у преподавателей высших учебных заведений в зависимости от стажа работы в качестве преподавателя показал прямую корреляционную зависимость между ними (r = 0,576; m = ± 0,034; р < 0,05). Отмечено, что у лиц со стажем работы свыше 30 лет в сравнении с педагогами, имеющими педагогический стаж работы до 10 лет, достоверно (р < 0,05) чаще имеют место те же симптомы СЭВ, что и у лиц старших возрастных групп (табл. 5).

Помимо проявлений симптомов СЭВ у обследованных преподавателей были проанализированы характеристики сложившегося морально-психологического климата в семье и на работе.
При изучении факторов, оказывающих влияние на формирование СЭВ, установлено, что наличие неблагоприятного морально-психологического климата в семье и на работе способствует развитию высокого уровня эмоционального выгорания. При оценке морально- психологического климата были учтены такие компоненты, как наличие в анамнезе тяжелых переживаний, сложившиеся взаимоотношения на работе с коллегами и учащимися и в семье между супругами и родственниками.

Отмечено, что в целом у каждого преподавателя в прошлом были моменты, которые способствовали созданию в их окружении неблагоприятного морально-психологического климата. Наиболее часто участники исследования отмечали наличие конфликтных отношений в семье, в том числе между супругами, и с родственниками. На работе у каждого пятого преподавателя возникали неблагоприятные взаимоотношения с коллегами, руководством и учащимися. Обращает на себя внимание тот факт, что каждый пятый преподаватель в качестве неблагоприятного фактора отметил наличие у себя тяжелого заболевания (табл. 6).
Сравнительный анализ показал, что преподаватели, имеющие высокий уровень проявления СЭВ, достоверно чаще имели признаки неблагоприятного морально-психологического климата в сравнении с преподавателями с низким уровнем проявления СЭВ (табл. 6).

Все выше перечисленное способствует увеличению нервно-психического напряжения и ухудшению здоровья преподавателя.
СЭВ — сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение, что проявляется в чувстве усталости, в развитии депрессивного состояния, в утрате способности видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще.
Для устранения неблагоприятных факторов эмоционального выгорания необходимо уметь переключаться с профессиональной деятельности на любые другие виды деятельности, не связанные с выполнением профессиональных обязанностей.

Результаты опроса преподавателей выявили, что значительная часть из них имеют недостаточную физическую активность и погрешности в питании, не соблюдают режим питания (питаются нерегулярно), не считают необходимым следить за своим весом, а для нормализации сна нередко прибегают к употреблению лекарственных препаратов по собственному усмотрению (табл. 7). Обращает на себя внимание тот факт, что несмотря на наличие СЭВ у значительной части преподавателей гуманитарных вузов к врачу обращается лишь каждый четвертый преподаватель, а выполняют его рекомендации только 39,6 преподавателей из 100 опрошенных. 

В среднем на одного преподавателя приходится 4,27 ± 0,32 отрицательных признаков проявления медицинской активности; среди преподавателей с высокой степенью выраженности СЭВ выявлено 4,96 ± 0,35 негативных проявлений медицинской активности, а в группе с низкой степенью достоверно меньше (р < 0,01) отрицательных признаков (3,12 ± 0,31).
Сравнительный анализ медицинской активности преподавателей с различной степенью выраженности СЭВ (табл. 7) показал, что преподаватели с высоким уровнем эмоционального выгорания достоверно чаще (в 3,1 раза) не обращаются к врачу при нарушении здоровья, в 1,9 раза чаще имеют более низкую продолжительность ночного сна, в 1,7 раза чаще принимают лекарства без назначения врача, в 1,5 раза чаще не контролируют свой вес и не считают нужным это делать, в 1,4 раза чаще ведут малоподвижный образ жизни, не удовлетворены ночным отдыхом, не выполняют рекомендации врача.

В группу с низкой медицинской активностью были включены преподаватели, имеющие шесть и более негативных признаков медицинской активности. Среди преподавателей с высокой степенью выраженности СЭВ 68,5% имели низкую медицинскую активность, а среди преподавателей с низким уровнем эмоционального выгорания таковых было в 1,9 раза больше, что свидетельствует о необходимости изменения характера медицинского поведения.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Проведенное исследование позволило изучить проявления СЭВ у преподавателей гуманитарных высших учебных заведений. Установлено, что примерно у двух преподавателей из трех имеют место постоянное чувство усталости, частые боли в спине и груди, головная боль. Это способствует снижению работоспособности, памяти и внимания. Отмечено, что нередко у преподавателей имеют место нарушение ночного сна и появление сонливости в дневное время. Как правило, у преподавателей с перечисленными симптомами в 58,1% случаев появляется лишний вес.

Использование балльной оценки степени выраженности изученных симптомов, характеризующих синдром эмоционального выгорания, дало возможность распределить обследованных преподавателей на три группы. В группу с высоким уровнем выраженности СЭВ вошли преподаватели, получившие от 27 до 40 баллов, группу с низким уровнем выраженности СЭВ составили преподаватели, получившие от 0 до 12 баллов. К сожалению, большая часть преподавателей (43,2%) отнесена в группу с высоким уровнем психоэмоционального выгорания и только каждый пятый — в группу с низким уровнем психоэмоционального выгорания.

Изучение социально-психологической характеристики преподавателей гуманитарных вузов выявило, что среди обследованного контингента преобладают женщины со средним возрастом 51,4 ± 0,7 лет, с общим педагогическим стажем работы 23,1 ± 0,4 года, большинство преподавателей работают на протяжении всей трудовой жизни в одном и том же образовательном учреждении. Установлено, что СЭВ чаще наблюдается у преподавателей старше 60 лет и имеющих стаж работы в образовательном учреждении более 30 лет.

Помимо возраста и стажа работы на формирование СЭВ оказывает влияние неблагоприятный морально-психологический климат в семье и в трудовом коллективе. Исследование морально-психологического климата показало, что у каждого преподавателя в прошлом были моменты, которые можно расценивать как неблагоприятный морально-психологический климат, однако сравнительный анализ показал, что среди преподавателей с выраженным СЭВ достоверно чаще выявлены неблагоприятные характеристики морально-психологического климата в сравнении с преподавателями с низкой степенью выраженности СЭВ.

Особого внимания заслуживает изучение медицинской активности преподавателей. Полученные результаты свидетельствуют, что практически у каждого второго преподавателя уровень медицинской активности оценен как низкий. При этом среди преподавателей с выраженным СЭВ достоверно чаще в сравнении с преподавателями с низким уровнем эмоционального выгорания признаки медицинской активности имеют отрицательный характер: преподаватели чаще ведут малоподвижный образ жизни, нарушают режим питания и сна, не обращаются к врачу и не выполняют его рекомендации, принимают лекарственные препараты по своему усмотрению, страдают избыточным весом.

Учитывая, что наличие СЭВ, который служит признаком эмоционального, умственного и физического истощения организма, способствует ухудшению здоровья, при осуществлении профилактических мероприятий необходимо, с одной стороны, максимально нивелировать влияние негативных факторов, а с другой — повысить уровень медицинской активности преподавателей. Тем более, что при опросе преподавателей выявлены их недостаточная медицинская грамотность о факторах риска для здоровья (69,7%), отсутствие мотивации к здоровому образу жизни (47,2%), знаний о роли ночного отдыха (46,2%), двигательной активности (43,1%), нарушения режима питания (39,7%), отсутствие своевременного обращения к врачу (39,6%) и выполнения его рекомендаций (34,1%) для устранения неблагоприятных факторов.

Профилактическая работа с преподавателями должна проводиться в амбулаторно-поликлинических учреждениях и вестись в трех направлениях. Необходимы меры, направленные, во-первых, на повышение медицинской грамотности; во-вторых, на повышение мотивации к правильному медицинскому поведению; в-третьих, на формирование навыков позитивной медицинской активности.
Поскольку значительную роль в развитии СЭВ играет психоэмоциональное состояние, целесообразно привлекать психолога для работы с преподавателями высших учебных заведений.

ВЫВОДЫ

Более половины преподавателей гуманитарных высших учебных заведений имеют симптомы СЭВ, в том числе испытывают постоянное чувство усталости, жалуются на частые головные боли и боли в груди, отмечают снижение работоспособности и памяти. К факторам, способствующим формированию СЭВ, следует отнести неблагоприятный морально-психологический климат в рабочем коллективе и дома, а также неблагоприятное психоэмоциональное состояние. Преподаватели с выраженными симптомами СЭВ имеют низкий уровень проявления медицинской активности, в том числе несвоевременно обращаются к врачу, не выполняют его рекомендации, нарушают режим сна и питания, недостаточно физически активны и используют лекарства без назначения врача. В целях профилактики развития СЭВ необходимо проведение мероприятий, направленных на повышение медицинской активности преподавателей, в том числе на повышение медицинской грамотности и развитие мотивации к правильному медицинскому поведению.

КОММЕНТАРИИ (0)