ОРИГИНАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Профилактика синдрома эмоционального выгорания у преподавателей гуманитарных высших учебных заведений

Н. В. Полунина, Л. С. Солтамакова
Информация об авторах

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения, экономики здравоохранения, Российский национальный исследовательский университет имени Н. И. Пирогова, Москва

Для корреспонденции: Лиана Солтамаковна Солтамакова
ул. Островитянова, д. 1, г. Москва, 117997; ur.liam@60rotcod60

Статья получена: 05.08.2018 Статья принята к печати: 26.10.2018 Опубликовано online: 21.11.2018
|

Профессиональная деятельность преподавателей сопряжена с воздействием большого числа стресс-факторов, которые могут проявляться на работе, во взаимоотношениях с начальством, напряженной обстановкой в коллективе, вследствие различных социально-психологических переживаний на работе и дома. Длительное воздействие этих факторов способствует развитию синдрома эмоционального выгорания, профилактика которого просто необходима. Целью исследования было выявить симптомы синдрома эмоционального выгорания у преподавателей гуманитарных высших учебных заведений и разработать мероприятия по его профилактике. Обследовано 1489 преподавателей гуманитарных вузов с помощью составленных анонимных анкет для изучения профессиональной деятельности педагогов, а также выборочных карт на основании листков нетрудоспособности. Для статистического анализа рассчитывали средние величины и их ошибки, интенсивные и экстенсивные показатели; использовали метод сравнения относительных величин и определение достоверности различия. Выявлено, что у двух преподавателей из трех присутствуют чувство усталости, частые боли в спине и груди, головная боль. В результате балльной оценки степени выраженности данных симптомов обнаружено, что большая часть преподавателей (43,2%) оказалась в группе с высоким уровнем психоэмоционального выгорания. У каждого второго преподавателя наблюдается низкий уровень медицинской активности. Для профилактики синдрома эмоционального выгорания необходимо внедрение мероприятий, направленных на формирование позитивной медицинской активности, повышение медицинской грамотности и воспитание навыков здорового образа жизни.

КОММЕНТАРИИ (0)