ОРИГИНАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Улучшение речи у детей с ДЦП на фоне реабилитации с применением нейроинтерфейса «мозг–компьютер–экзоскелет кисти»

Информация об авторах

Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, Симферополь, Россия

Для корреспонденции: Владимир Борисович Павленко
пр. Вернадского, 4, г. Симферополь, 295007; moc.liamg@55vapv

Информация о статье

Финансирование: исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда и Республики Крым № 22-15-20035, https://rscf.ru/project/22-15-20035/

Вклад авторов: В. Б. Павленко, С. В. Власенко — планирование исследований, анализ и интерпретация данных, подготовка рукописи; Л. С. Орехова, Е. А. Бирюкова — сбор и анализ данных, подготовка рукописи.

Соблюдение этических стандартов: исследование одобрено этическим комитетом ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского» (протокол № 1 от 25 января 2022 г.). Получено информированное согласие от родителей на участие детей в исследовании.

Статья получена: 17.06.2023 Статья принята к печати: 14.07.2023 Опубликовано online: 28.07.2023
|
  1. Fluss J, Lidzba K. Cognitive and academic profiles in children with cerebral palsy: A narrative review. Ann Phys Rehabil Med. 2020; 63 (5): 447–56. DOI: 10.1016/j.rehab.2020.01.005.
  2. Немкова С. А. Речевые нарушения при детском церебральном параличе: диагностика и коррекция. Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 2019; 119 (5): 112–9. DOI: 10.17116/jnevro2019119051112.
  3. Pirila S, van der Meere J, Pentikainen T, Ruusu-Niemi P, Korpela R, Kilpinen J, et al. Language and motor speech skills in children with cerebral palsy. J Commun Disord. 2007; 40 (2): 116–28. DOI: 10.1016/j.jcomdis.2006.06.002.
  4. Koopmans C, Sakash A, Soriano J, Long HL, Hustad KC. Functional communication abilities in youth with cerebral palsy: association with impairment profiles and school-based therapy goals. Lang Speech Hear Serv Sch. 2022; 53 (1): 88–103. DOI: 10.1044/2021_LSHSS-21-00064.
  5. Vaillant E, Geytenbeek JJM, Oostrom KJ, Beckerman H, Vermeulen RJ, Buizer AI. Determinants of spoken language comprehension in children with cerebral palsy. Disabil Rehabil. 2023; 45 (10): 1667–79. DOI: 10.1080/09638288.2022.2072960.
  6. Soriano JU, Hustad KC. Speech-language profile groups in school aged children with cerebral palsy: nonverbal cognition, receptive language, speech intelligibility, and motor function. Dev Neurorehabil. 2021; 24 (2): 118–29. DOI: 10.1080/17518423.2020.1858360.
  7. Федотова И. Р., Бобров П. Д. Предпосылки и особенности использования воображения движения и интерфейса мозг– компьютер в реабилитации при детском церебральном параличе. Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. 2022; 72 (1): 87–99. DOI: 10.31857/ S004446772201004X.
  8. Daly I, Billinger M, Laparra-Hernández J, Aloise F, Lloria García M, Faller J, Scherer R, Muller-Putz G. On the control of brain-computer ̈ interfaces by users with cerebral palsy. Clin Neurophysiol. 2013; 124 (9): 1787–97. DOI: 10.1016/j.clinph.2013.02.118.
  9. Jochumsen M, Shafique M, Hassan A, Niazi IK. Movement intention detection in adolescents with cerebral palsy from singletrial EEG. J Neural Eng. 2018; 15(6): 066030. DOI: 10.1088/17412552/aae4b8.
  10. Jadavji Z, Zhang J, Paffrath B, Zewdie E, Kirton A. Can Children With Perinatal Stroke Use a Simple Brain Computer Interface? Stroke. 2021; 52 (7): 2363–70. DOI: 10.1161/STROKEAHA.120.030596.
  11. Kim T-W, Lee B-H. Clinical usefulness of brain-computer interface-controlled functional electrical stimulation for improving brain activity in children with spastic cerebral palsy: a pilot randomized controlled trial. J Phys Ther Sci. 2016; 28: 2491–94. DOI: 10.1589/jpts.28.2491.
  12. Ларина Н. В., Корсунская Л. Л., Власенко С. В. Комплекс «Экзокисть-2» в реабилитации верхней конечности при детском церебральном параличе с использованием неинвазивного интерфейса «мозг–компьютер». Нервномышечные болезни. 2019; 11 (4): 12–20. DOI: 10.17650/22228721-2019-9-4-44-50..
  13. Бобров П. Д., Бирюкова Е. В., Поляев Б. А., Лайшева О. А., Усачёва Е. Л., Соколова А. В. и др. Реабилитация больных с детским церебральным параличом с помощью экзоскелета кисти, управляемого интерфейсом «мозг–компьютер». Вестник РГМУ. 2020; (4): 34–41. DOI: 10.24075/vrgmu.2020.047.
  14. Bleyenheuft Y, Gordon AM, Rameckers E, Thonnard JL, Arnould C. Measuring changes of manual ability with ABILHAND-Kids following intensive training for children with unilateral cerebral palsy. Dev Med Child Neurol. 2017; 59 (5): 505–11. DOI: 10.1111/ dmcn.13338.
  15. Фотекова Т. А., Ахутина Т. В. Нейропсихологическая диагностика речевой патологии у детей. Школьный психолог. 2001; 37: 3–14.
  16. Ларина Н. В., Гордиенко А. И., Власенко С. В., Химич Н. В., Корсунская Л. Л., Павленко В. Б. Динамика концентрации нейротрофического фактора мозга в крови как предиктор долгосрочной эффективности применения программноаппаратного комплекса в реабилитации детей с детским церебральным параличом. Медицинский вестник Северного Кавказа. 2020; 15 (4): 496–9. DOI: 10.14300/mnnc.2020.15116.
  17. Hodgson JC, Hirst RJ, Hudson JM. Hemispheric speech lateralisation in the developing brain is related to motor praxis ability. Dev Cogn Neurosci. 2016; 22: 9–17. DOI: 10.1016/j. dcn.2016.09.005.
  18. Станкова Е. П., Кручинина О. В., Шеповальников А. Н., Гальперина Е. И. Эволюция центральных механизмов устной речи. Журнал эволюционной биохимии и физиологии. 2020; 56 (3): 171–84. DOI: 10.31857/S0044452920030079.
  19. Hecht EE, Pargeter J, Khreisheh N, Stout D. Neuroplasticity enables bio-cultural feedback in Paleolithic stone-tool making. Sci Rep. 2023; 13 (1): 2877. DOI: 10.1038/s41598-023-29994-y.